Красное и черное

The Red and the Black

Между любовью и амбициями: трагедия Жюльена Сореля в постановке Пьера Лакотта

Постановка

Жюльен Сорель – Уго Маршан
Госпожа де Реналь – Доротея Жильбер
Матильда де Ла-Моль – Бьянка Скудамор
Элиза – Роксана Стоянов
Господин де Реналь – Стефан Бюльон
Аббат Шелан – Одрик Безар
Дирижер – Джонатан Дарлингтон
Хореограф – Пьер Лакотт
Сценография и костюмы – Пьер Лакотт
Художник по свету – Маджид Хакими

Описание

1830-е годы, эпоха Реставрации. Неотразимый 18-летний Жюльен Сорель стремительно завоёвывает признание в обществе. При поддержке аббата Шелана он входит в аристократические круги и оказывается в самом центре борьбы за власть. «Красное и чёрное» – история о бурных жизненных страстях, среди которых наиболее опасной оказывается любовь. Вместе с госпожой де Реналь и Матильдой де Ла-Моль главный герой принимает участие в драмах и интригах XIX века, где страсть, политика и религия служат красочным фоном для описания великолепных характеров. Пьер Лакотт, автор реконструкций «Сильфиды», «Пахиты» и «Коппелии», предлагает нашему вниманию совершенно новый балет по одноимённому роману Стендаля, с музыкой Жюля Массне среди роскошных декораций и костюмов, автором которых выступил он сам.

Краткое содержание


Действие  I

Провинциальный городок Верьер. Честолюбивый сын плотника Жюльен Сорель не хочет продолжать семейное дело и работать на лесопилке. Его берёт под своё покровительство аббат Шелан. Господин де Реналь, мэр города, встречает аббата на улице и просит найти гувернёра для своих детей. Аббат представляет семейству де Реналь Жюльена, и его берут в гувернёры. Горничная Элиза без памяти влюбляется в Жюльена, но тот становится любовником госпожи де Реналь. Отвергнутая девушка решает написать анонимное письмо мэру.

Спальня госпожи де Реналь. Раздаётся стук  в дверь, госпожа де Реналь поспешно прячет Жюльена за ширмой. Входит её муж. Воспользовавшись моментом, Элиза передаёт господину де Реналю написанное ею анонимное письмо. Разражается скандал, и, к отчаянию госпожи де Реналь, аббат Шелан уводит Жюльена из дома.

Действие II

Аббат Шелан решил спрятать Жюльена в семинарии. Молодого человека по ночам преследуют воспоминания о госпоже де Реналь. Новый духовник семинаристов, аббат Кастанед, проникается к Жюльену неприязнью. Видя, что юноше грозит опасность, аббат Шелан забирает его из семинарии и отправляет в Париж. В Париже он представляет Жюльена маркизу де Ла-Молю, который берёт молодого человека к себе секретарём. Дочь маркиза, гордая и надменная Матильда, влюбляется в Жюльена, но не хочет признаваться себе в этих чувствах. На балу, раздражённая его заигрыванием с маршальшей де Фервак, она посылает ему записку с приглашением прийти к ней. Жюльен понимает, что через Матильду сумеет добиться высокого положения в аристократическом обществе.

Действие III

Жюльен приходит в покои Матильды, где та отдаётся ему. Гордый нрав Жюльена покорил сердце дочери маркиза. Она решает уехать из Парижа и бросить семью, если отец не даст разрешения на её брак с Жюльеном. Маркиз сначала отказывает, но затем, не решаясь потерять любимую дочь, соглашается и возводит Жюльена в дворянское звание. Теперь он – виконт Сорель де ла Верней.

Элиза нанимается на службу к де Ла-Молю, чтобы следить за Жюльеном. Она полна решимости сделать всё возможное, чтобы расстроить его брак. В ярости от возвышения Жюльена, Элиза приходит к аббату Кастанеду и рассказывает о помолвке. Аббат, вне себя от гнева, решает использовать госпожу де Реналь, чтобы не допустить этой свадьбы. Он практически силой вынуждает её написать маркизу де Ла-Молю ужасное письмо, в котором госпожа де Реналь заявляет, что Сорель из алчности и честолюбия совратил её. Затем аббат Кастанед передаёт письмо Элизе, чтобы та расстроила свадьбу.

В поместье маркиза Матильда демонстрирует всем родным красивое свадебное платье, которое собирается надеть на бракосочетание. Торжествующая Элиза приносит письмо, которое разрушит все планы Жюльена. Прочитав письмо,  маркиз навсегда отказывает Жюльену от дома.

Жюльен успел узнать почерк госпожи де Реналь и отправляется искать её. Встретив госпожу де Реналь в церкви, Жюльен без колебаний выхватывает пистолет и стреляет в  неё. В этот момент входит господин де Реналь и видит, как его жена падает. 

На суде Жюльен винит себя в совершенном преступлении и осуждает бесчеловечное общество, в котором он жил. Он говорит о том, что его поступки, причинившие много вреда, были продиктованы желанием изменить свое социальное положение и, благодаря, своим интеллектуальным качествам, подняться на тот уровень, которого он заслуживает. Толпа разрывается между ненавистью и восхищением. Жюльена приговаривают к смертной казни.

Аббат Шелан навещает его в тюрьме. Жюльен не желает исповедаться, но тронут преданностью старого друга и обнимает его. Аббат вынимает платок, чтобы утереть Жюльену лоб, и Жюльен узнаёт платок, когда-то подаренный им госпоже де Реналь. После ухода аббата является госпожа де Реналь. Жюльен от стыда закрывает лицо руками и забивается в угол. Госпожа де Реналь спокойно подходит к нему и гладит по голове. Заметив на полу платок,  она поднимает его, утирает Жюльену слёзы и прячет платок за корсаж. Потрясённый её прощением, Жюльен говорит, что она единственная женщина на свете, которую он действительно любил.

Жюльена ведут на гильотину на глазах у толпы. Когда его казнят, все жалеют его. Матильда мечется, охваченная горем, в то время как Элиза, совершив свою ужасную месть, тщетно пытается найти сострадание. Появляется госпожа де Реналь с распущенными волосами и медленно идёт вперёд, никем не узнаваемая. Из её руки выскальзывает платок, она падает наземь и умирает.