Иоланта / Щелкунчик

Iolanta / Casse-Noisette

Ослепительная опера-балет по двум шедеврам Чайковского сразу

Постановка

ИОЛАНТА / ЩЕЛКУНЧИК
Опера / Балет
Композитор
Пётр Ильич Чайковский
Дирижёр Ален Альтиноглу
Режиссёр-постановщик Дмитрий Черняков
Костюмы Елена Зайцева
Видео Андрей Зеленин

Иоланта
Опера в одном действии (1892)
Либретто Модеста Чайковского по пьесе Х. Херца "Дочь короля Рене"

Исполнители:
Король Рене - Александр Цымбалюк
Иоланта - Соня Йончева
Водемон -  Арнольд Рутковский
Роберт - Андрей Жилиховский
Ибн Хакиа -  Вито Прианте
Альмерик -Роман Шулаков

Щелкунчик
Балет в двух действиях (1892)
Композитор Пётр Ильич Чайковский
Либретто Дмитрия Чернякова по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана
Хореографы Сиди Ларби Шеркауи, Эдуар Лок, Артур Пита

Исполнители:
Мари - Марион Барбо
Водемон - Стефан Бюльон, Этуаль
Дроссельмейер - Николя Поль
Отец - Орельен Уэтт
Мать - Алис Ренаван, Этуаль
Артисты Балета Парижской оперы

Ведущий Ален Дюо
Режиссёр трансляции Энди Соммер

Что почитать:
Режиссер Дмитрий Черняков объясняет как это - соединить в одно целое оперу и балет: Иоланту и Щелкунчика в Opera de Paris
Иоланта - часть моего сердца . Интервью Сони Йончевой о работе с Дмитрием Черняковым над спектаклем Иоланта/Щелкунчик

Описание

Идея исполнять «Иоланту» и «Щелкунчика» вместе принадлежит самому автору, именно так сочинения Петра Ильича и были представлены первым зрителям. Простое и сенсационное решение позволило вывести в театральный авангард главные силы обоих подразделений Парижской оперы – и певческие, и танцевальные. В новой «Иоланте», превращающей сказку в историю реальной большой любви, задействован звездный состав певцов: Соня Йончева, Александр Цымбалюк, Арнольд Рутковский. Феерическая хореография «Щелкунчика» придумана грандиозной командой из Сиди Ларби Шеркауи, Эдуарда Лока и Артура Питы.

Краткое содержание


Краткое содержание от Дмитрия Чернякова

ИОЛАНТА

Король Рене держит свою дочь Иоланту взаперти в отдалённом поместье. Король с придворными всячески изолируют её от реальности. Иоланта слепа, но не подозревает о своей болезни – эту тайну от неё тщательно скрывают. Посторонним вход в поместье запрещён под страхом смертной казни. Иоланта живёт в блаженном неведении.

За всем присматривают привратник Бертран и его жена Марта, кормилица Иоланты. Альмерик, оруженосец короля, объявляет Бертрану о неожиданном королевском визите. Рене приводит с собой мавританского врача Ибн Хакиа, который вызвался осмотреть Иоланту. Диагноз Ибн Хакиа таков: Иоланта может прозреть, если узнает о своей слепоте и сама пожелает выздороветь. Но отец боится открыть ей правду и не верит в возможность исцеления. Он хочет выдать Иоланту замуж за Роберта, герцога Бургундского, и от него необходимо скрыть слепоту невесты.

В запретное поместье случайно приходят Роберт и Водемон. Роберт влюблён в Матильду, графиню Лотарингскую, и мечтает однажды прийти к королю и попросить разорвать свою помолвку с Иолантой, которую он никогда не видел, но с детства ей обещан. Вдруг Водемон видит спящую Иоланту и поражается её красоте. Роберт, заподозрив какую-то ловушку, уговаривает Водемона уйти. Иоланта просыпается и учтиво приветствует незнакомцев, но Роберт уходит, пообещав привести людей и выручить Водемона.

Водемон остаётся наедине с Иолантой. Он не сразу понимает, что она слепа. Сказав, как он восхищён ею, он не осмеливается продолжить разговор. Собравшись уходить, он просит её сорвать ему на память  красную розу. Увидев, что Иоланта всё время срывает белые и не может сосчитать розы, не прикоснувшись к ним, Водемон понимает, что она незряча. Преисполнившись сострадания, он  передумывает уходить и рассказывает ей о прекрасном мире, который их окружает.

Антракт

Иоланту застают в обществе незнакомого юноши. Всем понятно, что она узнала о своей слепоте. Король Рене в отчаянии, но Ибн Хакиа уверяет его, что сейчас как раз подходящая возможность для лечения. Но Иоланте до выздоровления далеко, потому что она не может всем сердцем пожелать того, о чём ничего не знает. Тогда Рене угрожает казнить Водемона, если Иоланта не выздоровеет. Иоланта согласна на любые муки, лишь бы спасти Водемона. Врач уводит Иоланту и начинает лечение.

Король признаётся Водемону, что угрожал ему казнью только ради лечения Иоланты. Водемон не осознаёт, что перед ним сам король Рене, называет ему своё имя и просит руки Иоланты. Но Рене отвечает, что его дочь с детства просватана за Роберта, герцога Бургундского.

Роберт возвращается с подмогой и тут же узнаёт короля Рене. Он признаётся, что любит Матильду и просит освободить его от  помолвки. Король соглашается и готов выдать дочь за Водемона.

Врач приводит исцелившуюся Иоланту. Она обрела зрение и впервые познаёт окружающий мир.

ЩЕЛКУНЧИК

Хореография Артура Питы
Семейное торжество в честь юной Мари, которое организовал друг семьи Дроссельмейер. Родители Мари, друзья, родные и соседи поздравляют её с днём рождения. Это семейный рай, тёплый и уютный. Среди гостей Роберт, знакомый Мари. Он представляет ей своего друга Водемона. Водемон очень понравился девушке.

Наступает ночь. Гости прощаются и расходятся, родители Мари удаляются в спальню. Но Мари никак не может расстаться с Водемоном.

Хореография Эдуара Лока
Ночь. Мари и Водемон одни. Вдруг в комнату с угрозами врываются те, кто был на празднике, хотя все они давно ушли или легли спать. Мари не понимает, как все эти люди могли сюда попасть. Перед ней её родители, те же самые друзья, родные и соседи, все, кого она знала с детства. Выглядят они так же, как всегда, но в глазах застыло нечто пугающее, как будто их облик приняла какая-то злая сила. Мари не может поверить в увиденное.

Все они жестоко нападают на Водемона. Оправившись от изумления, Мари бросается ему на помощь. Но на него напали все, а защищает только она одна. Здесь невозможно не то что победить, но даже противостоять.

Хореография Сиди Ларби Шеркауи
Дом Мари уничтожен. Она одна посреди пепла и руин, в лёгком платье и туфельках, которые надела на праздник, потерянная и ничего не понимающая. Мари находит ещё живого Водемона, её переполняют сильные чувства. Она понимает, как он дорог ей, как она боится его потерять, и что ради него она готова на всё. Но всего через несколько минут Мари теряет Водемона – он умирает.

Потом она ищет его везде, странствуя от одного места к другому. Она не верит, что его больше нет, и продолжает искать. Он не мог просто так умереть, исчезнуть, этого не может быть, она с этим не смирится… 

Мари посреди пугающего ландшафта, среди образов хрупкой, неустойчивой цивилизации. Здесь всё дышит смертью. Лютый, пронизывающий ледяной ветер. По льду идут дрожащие, закутанные, покрытые инеем люди. Мёртвые тела замёрзших родных. Хлопья снега летят в лицо Мари. Среди этого ужаса она постепенно проникается страданием остальных и хочет отдать им часть себя, своего тепла, чтобы их согреть. Она принимает их переживания как свои и готова стать одной из них.

Антракт

Хореография Эдуара Лока
Мари одна в тёмном лесу. В поисках Водемона она забрела в густую чащу, возвышающуюся вокруг, как мрачный лабиринт. В лесу полно опасностей, но Мари не страшно. Ею движет надежда на то, что она найдёт любимого живым, рождая перед её взором мириады образов Водемона.

Мари выходит на большую поляну, усеянную забытыми детскими игрушками с застывшими улыбками и пустыми глазами на пластиковых лицах. Мари видит множество отражений самой себя. Все они играют в куклы.

Хореография Сиди Ларби Шеркауи
Из старого громкоговорителя доносятся звуки вальса. На танцплощадку выходят молодые влюблённые пары. Мари видит, что все девушки выглядят точно как она, а все юноши – как Водемон. Пары кружатся в вальсе, Мари тоже.

На её глазах танцующие стареют на двадцать лет. Это по-прежнему те же самые Мари и Водемоны, но им уже около сорока, их окружают дети. Их сменяют Мари и Водемоны, которым уже 60, но они по-прежнему вальсируют. Старики заканчивают танец. Но некоторые пары лишились своей половинки: иногда Мари осталась одна, иногда Водемон.

Вдруг Мари видит своего Водемона. Он не умер, не исчез. Безмерно счастливые, они идут навстречу друг другу. Всё плохое миновало. Мари не верит, что такое может повториться, и уверена, что больше никогда его не потеряет.

Но через несколько минут он растворяется в воздухе. Мари понимает, что это был не он, а всего лишь игра её воображения.

Мари остаётся одна. Она пытается заполнить оставшуюся после него пустоту, ощутить то место, где он был, почувствовать в воздухе его тело, вернуть утраченное. Но постепенно Мари осознаёт, что все её попытки тщетны, и всё, что ей осталось – боль и отчаяние.

Над головой Мари – бездонное ночное небо, полное мерцающих звёзд. Вдруг в звёздных глубинах загорается маленький огонёк и постепенно приближается. Мари заворожённо смотрит в небо. Метеорит врезается в Землю, и планета гибнет в огне.

Мари снова в той же самой комнате, где праздновали её день рождения. Она понимает, что всё, что ей привиделось, было  не на самом деле. Но мы видим Мари уже в совершенно другом свете.